Новости
Четверг, 29 августа 2024 10:05

400- летний юбилей Золотниковской обители

Архиерейское подворье
Успенская Золотниковская пустынь
Шуйской Епархии
Русской Православной Церкви
Московского Патриархата
Меню
Перейти к содержимому
Послания
3. История обители
История обители, на первый взгляд, скромна и непримечательна. Но лишь на первый взгляд. Приглядевшись внимательнее к бесстрастной монастырской летописи, ищущий истину найдет и чудеса, и духовные подвиги, и живую историю России, отразившуюся в жизни благочестивых монахов.

Само появление монастыря связано с легендой, хотя и относится ко времени «историческому и летописному». В первой четверти XVII века, когда Россия, ведо`мая новой царствующей династией Романовых, всем миром восстанавливалась после ужасов Смуты, пришел в эти пустынные места инок Иона Головцын по некоему делу. Именно здесь, в бору, на березовом пне, на месте современного монастыря ему была явлена икона Казанской Божией Матери, ставшая главной святыней обители.

Иона Головцын с братией выстроил на земле дворцового села Лопатницы на речке Смердячке деревянную церковь в честь Успения Богородицы. При церкви образовался монастырь — «в Березовском бору новая пустынь Успения Пресвятой Богородицы» («новая пустынь Березовского борку Успения Пресвятой Богородицы»), в котором проживало двадцать монахов. В 1624 году Иона Головцын был утвержден в сане игумена.

В некоторых архивных документах по Владимирской духовной консистории настоятели обители приводят и другой вариант легенды. Возможно, Иона не был смиренным иноком на тот момент, а являлся казаком Головицыным, который после Смуты искал себе тихого места, чтобы отдохнуть от войн и походов, а обрел чудо и нашел себя в монашеском служении. Некоторые исследователи, опираясь на народные сказания, считают, что старец Иона — это бывший сотник войска покорителя Сибири Ермака Тимофеевича по имени Иван Головица [38; 14, с. 25–26].

Какую бы версию событий мы ни избрали, главное одно — именно это место было промыслительно указано людям.

Новый игумен Никон являлся человеком деятельным и благочестивым, а сама обитель была на слуху у монарших особ. В 1632 году царь Михаил Феодорович пожаловал Успенской пустыни местность, где она находилась, и две пустоши — Березники и Смердячево.

Копия Указа Михаила Федоровича
(Из библиотеки Успенской Золотниковской пустыни)

От царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси в Суздальский уезд в наше дворцовое село Лопатницы приказчику Савве Аминеву бил челом Суздальского уезда новой пустыни Березовского борку Успенской игумен Никон с братией. В 1624 году того монастыря старец Иона Головцын приискал в березовом лесу место пустое и, живучи, церковь устроил, и место расчистил, и братии 20 человек созвал, а вотчины и никаких угодий в той пустыни нет, и нашего жалованья давать им не указано, и в прошлом 1633 году суздальских дворцовых сел писец Иван Чернов обыскал две пустоши — Березники и Смердячево, написал в дом ко Успению, потому что те пустоши поросли лесом и никто ими не владеет. Дать грамоту, почему им теми пустошами впредь владеть и новой пустыни Успения Пресвятой Богородицы игумену Никону с братиею, писано в Москве в лето 1638 года мая 2 день.

В благодарность братия монастыря устроила в 1633 году в Успенской церкви придел в честь святого великомученика Иоанна Белгородского — небесного покровителя царевича Ивана Михайловича, второго сына Михаила Феодоровича Романова. И хотя царственному младенцу Иоанну было всего пять лет, его опекуны от имени Ивана в 1638 году пожертвовали в монастырь колокол, а мать его, царица Евдокия Лукиановна, внесла свой род в монастырский синодик.

Кто знает, как сложилась бы судьба обители, любимой наследником престола и его матерью, но в 1639 году Михаила Романова постигла страшная трагедия: не дожив до шести лет, царевич скоропостижно умер. А благое дело устроения обители осталось в веках, и имя Иоанна поминается на заупокойной молитве всякий раз.

Но не только царствующее семейство заботилось об обители. В 1642 году князь Дмитрий Михайлович Пожарский с детьми Петром и Иваном пожертвовал в пустынь «по своих по родителях по рогоже соли с году на год беспрерывно», а род Пожарских был внесен в монастырский синодик.

Двадцать семь лет прошло в молитвах и строительстве монастырского быта. Обитель окрепла, и игумен Никон решился перестроить церкви, но теперь уже из камня. Каменное строительство в России, только закончившей одну войну и готовящейся вступить в тяжелейшую войну с западными соседями, Польшей и Литвой, за окончательное восстановление государства и воссоединение братских народов, было делом затратным. Но игумен Никон не отступил от задуманного и трудился изо всех сил, приглашая мастеров и добывая строительные материалы. Труды не прошли даром: храмы, построенные в 1651 и 1657 годах, образуют самый древний храмовый комплекс в Ивановской области.

В 1651 году игумен Никон выстроил вместо обветшавшей деревянной Успенской церкви каменный холодный Успенский собор «о трех верхах» (трехкупольный) с приделом в честь того же святого. Придел помещался в Успенском соборе с правой стороны, а дубовый престол его был утвержден на огромном березовом пне (с которого берет начало пустынь). Успенский собор был освящен 29 июля 1651 года при архиепископе Суздальском и Тарусском Серапионе.

Сменивший умершего в 1655 году игумена Никона игумен Феоктист продолжил строительство обители. Он выстроил в 1656 году над входными вратами пустыни церковь во имя Всех святых (освящена 2 июня 1657 года архиепископом Суздальским и Юрьевским Филаретом), а в 1657 году — теплую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (освящена 26 августа 1657 года).

Но не только храмами украшалась обитель. Она стала вратами, которыми на путь подвижничества вошел один из святителей земли Русской.

В 1663 году в монастырь поступил из села Сидоровского Шуйского уезда вдовый священник Михаил, который на сороковом году жизни был пострижен в иночество с именем Митрофан — впоследствии прославленный во святых первый епископ Воронежский.

Между тем опекаемую царским родом обитель не забывали в столице. В том же году княгиня Мария Степановна Щербатова «дала по своих родителях вкладу довольно», и род окольничего Тимофея Ивановича Щербатова был внесен в монастырский синодик. В 1680-х годах московский дворянин Владимир Бастанов завещал «в дом Пресвятой Богородицы в Золотниковскую пустыню» хлеба и денег на помин своей души.

В конце XVII века Романовы вспомнили о любимой обители царевича Иоанна. Цари Иоанн и Петр Алексеевичи и царевна Софья жаловали пустынь ризами, книгами и колоколами. Здесь Суздальский митрополит Иларион принимал жену царя Иоанна Алексеевича Прасковью Федоровну с дочерьми: Анной (будущей императрицей Анной Иоанновной), Екатериной и Прасковьей. Впрочем, не для всех членов царственного семейства посещение обители было радостным.

Первая жена Петра Первого суздальская узница Евдокия Лопухина (в монашестве — инокиня суздальского Покровского монастыря Елена) провела здесь несколько часов по дороге в свое недобровольное уединение. Впоследствии она не раз останавливалась в Золотниковской пустыни, тайно навещая родное село Дунилово, где для нее был устроен небольшой женский монастырь [14].

Беспощадные петровские реформы обошли стороной отмеченную царским вниманием обитель, но после смерти Петра Алексеевича его легкомысленные наследники забыли о старинном благочестии. Обитель разделила судьбу многих монастырей и пустыней. Чиновники духовных ведомств нарушали покой и уединение насельников, переселяли одни монастыри в другие или вовсе выгоняли монахов с намоленной земли.

Та же судьба ждала и пустынь. В 1725 году она была приписана к суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. Настоятель же этого монастыря архимандрит Даниил строго последовал казенному циркуляру и практически уничтожил монашеское общежитие. Он вывез из пустыни в Спасо-Евфимиев монастырь все: ризницу, книги и иконы в драгоценных окладах — вклады великих государей Московских, драгоценные церковные сосуды, колокола и часы с колокольни, монастырские припасы: пшеницу, муку, воск, мед, масло коровье и даже дрова. Одновременно игумен Иосиф с братией были переведены в Спасо-Евфимиев монастырь, а для богослужений в церквях пустыни был назначен белый священник с причтом.

Но, видимо, небесный покровитель обители заступился за несчастных, и кто-то из крупных чинов Синода вспомнил, что он прежде всего христианин, а уж затем — государственный чиновник.

26 января 1726 года по ходатайству обер-прокурора Алексея Петровича Баскакова Святейший Синод возвратил пустыни самостоятельность и предписал вернуть взятое имущество. Это было настоящее чудо, так как Баскаков был известен своей нетерпимостью к монашеству. Именно он чуть не довел до полного разорения монахов Чудова монастыря, именно он распоряжался доходами всех монастырей, «сливал» и «укрупнял» их. Тут же он велел монастырь возродить. Не иначе как воля Божия руководила этим жестоким человеком, спасшим обитель.

В документах Священного Синода, связанных с событиями 1725–1726 годов, Успенская пустынь впервые называется Золотниковской — по названию участка реки Смердячка в пределах монастыря — Золотничка. Есть древняя монастырская легенда о том, что «жена царя Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна, посетив монастырь и испив воды из протекающей у стен монастыря реки, именовавшейся прежде Смердячка, признала оную чрезвычайно вкусной и целебной и повелела переименовать реку в Золотничку или Золотоструйку» [14].

Крепкое монастырское хозяйство и добрая слава обители служили маяком, привлекающим людей разных сословий. Поэтому в XVIII веке вблизи монастыря возникает крестьянское поселение, называемое Подмонастырской слободой.

Род Романовых о монастыре забыл, и более никто из них в нем не появлялся и ничего не жертвовал. Зато другие древние фамилии помнили о том, что способствует подлинному величию России. Помнил и род Щербатовых: в 1737 году усердием князя Симеона Ивановича Щербатова к Успенскому собору был пристроен с правой стороны теплый придел в честь Преображения Господня «на помин души» супруги Пелагии Андреевны, урожденной княжны Гагариной, которая и была погребена в нем.

Другие знатные роды также связывали свою судьбу с монастырем. Преображенский придел того же храма стал усыпальницей Сергея Алексеевича, Михаила Сергеевича и Федора Михайловича Шереметевых, проживавших в монастыре в выстроенных ими покоях, а также Анны Аполлоновны Шереметевой. Позже в приделе богослужения не совершались, в нем находилась ризница.

В XVIII веке к Успенскому собору был пристроен с левой стороны теплый придел в честь Воздвижения Животворящего Креста, а над ним — ризничная палатка, где первоначально помещалась ризница.

Благодаря Божией помощи и заступничеству святых, памяти людей и трудолюбивым насельникам пустынь во всех перипетиях бурного XVIII века стойко сохраняла крепкое монастырское хозяйство.

В годы екатерининской секуляризации пустынь оставили в покое и не стали переводить на «казенный кошт». В 1764 году при учреждении монастырских штатов Золотниковская пустынь была оставлена сверх штата и на своем содержании. В это время за ней числилось двадцать крестьянских дворов, которые снабжали пустынь всем необходимым и получали духовную помощь от монашествующих.

В 1806 году благодаря накопленным средствам за счет монастыря были выстроены двухэтажные полукаменные настоятельские кельи и каменная братская трапезная. А вскоре род Шереметевых опять обратился к славной традиции пожертвований.

8 февраля 1812 года помещик села Якимово Суздальского уезда обер-провиантмейстер граф Алексей Сергеевич Шереметев ходатайствовал перед преосвященным Ксенофонтом, епископом Владимирским и Суздальским: «…в Золотниковской пустыне ветхую колокольню несколько разобрать, построить на святых вратах над церковью вновь, и вместо деревянной выстроить каменную ограду» в память своего отца графа Сергея Алексеевича Шереметева. Также он просил продать ему ветхую деревянную церковь в селе Якимово, чтобы использовать ее для обжига строительного кирпича. После получения разрешения строительство было начато, кирпичи делались в имении графа в селе Якимово, работы вел подрядчик крестьянин казенного села Спасское Городище Петр Алексеев.

Сам Шереметев поселился в пустыни и принял иноческий постриг с именем Алексий. 22 июня 1815 года он умер и был погребен в Преображенском приделе Успенского собора. Строительство закончил его сын Николай Алексеевич Шереметев. Над Всехсвятской церковью в 1820 году была построена каменная четырехугольная трехъярусная колокольня с шатровым верхом, вокруг монастыря сооружена каменная ограда с двумя башнями. Эта колокольня и находящийся под ней корпус были узнаваемыми символами обители, напоминая возведенные впоследствии такую же колокольню и такой же корпус в Дивееве.

Дальнейшая история обители опять связана с вниманием монарших персон. В 1837 году во время путешествия по России здесь побывали цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II), сопровождавшие его воспитатель и известный поэт В. А. Жуковский, а также ученый-статистик академик К. И. Арсеньев.

Упоминания о Золотниковской пустыни оставили посетившие ее проездом митрополит Платон и архиепископ Савва (известный церковный деятель и ученый, исследовавший древности Московского Кремля и возглавлявший ризницу Оружейной палаты) [14, с. 33].

После великого освобождения в России наступили новые времена и появились новые люди. Старые дворянские роды пришли в упадок и уже не могли благоустраивать монастыри, а новое, молодое купеческое сословие, новоявленные промышленники и предприниматели еще не забыли об исконных крестьянских корнях и не видели себя вне церковного мира. Теперь бывшие крестьяне могли помогать обители в масштабах, сравнимых с дворянскими вкладами XVII–XVIII веков.

В 1859 году при игумене Макарии усердием купца Вознесенского Посада Антона Николаевича Шодчина Успенский собор был перестроен, обновлен, украшен и 1 июня 1859 года освящен. Правда, старый трехглавый собор стал пятиглавым, то ли по желанию купца (чтобы все было не хуже, чем у других), то ли по воле настоятеля. Шодчин пожертвовал пустыни Евангелия и напрестольные кресты, церковную утварь и богослужебные книги. В пустынь жертвовали также потомственные почетные граждане, купцы В. С. Каретников — владелец крупных мануфактур при селе Тейково, А. В. Кокушкин и их семейства.

В 1870-х годах при игумене Вассиане усердием А. Н. Шодчина была обновлена и украшена Казанская церковь. В ней были устроены два придела: правый во имя святителя Митрофана Воронежского и левый во имя святителя Николая Чудотворца. Под Казанской церковью и приделами находились трапезная для братии и странников, а также подвал, кладовые и келья для повара. В 1877 году придел в честь великомученика Иоанна был упразднен, место дубового престола обнесено решеткой, а иконостас придела пожертвован в новоустроенную церковь в Суздальском духовном училище.

В дальнейшем в обители проводились незначительные ремонтные работы. В 1888–1889 годах были перекрыты новым железом кровли приделов Успенского собора, в 1892 году Казанская церковь была внутри расписана и в ней устроено духовое отопление. В 1904 году главы и кровля Успенского собора были окрашены медянкой, кресты позолочены, а стены выбелены известью; крест на колокольне был вызолочен и выбелены стены; ограда выбелена и покрыта железом.

В ризнице Успенского собора хранились древние (XVII век) иконы Успения Богородицы и великомученика Иоанна Белгородского с житием (16 клейм), древние царские врата из Успенского собора, хоругвь, вышитая, по монастырскому преданию, женой царя Михаила Федоровича Евдокией Лукьяновной Стрешневой, серебряные кресты с частицами мощей святых; в одном из серебряных крестов заключался песочек с могилы преподобного Александра Свирского.

Здесь же находился медный ковчежец с надписью: «В сем ковчежце часть Гроба Господня да персть из вертепа, где Господь родился». Хранилась в ризнице икона Спасителя, написанная на камне, врезанная в кипарисовую дощечку в серебряном окладе с надписью: «Сей образ Вседержителя написан на камешке, а оный камешек взят из Иерусалима и принесен путешественницей, а взят из числа тех камешков, на коих стоял Иисус Христос, когда прикоснулась к Нему жена кровоточивая».

Хранились в ризнице Евангелия 1657, 1685, 1698 и 1779 годов, кадило, подаренное княгиней Щербатовой в 1663 году, многочисленные предметы, пожертвованные в XIX веке ивановскими и тейковскими фабрикантами А. Н. Шодчиным, В. С. Каретниковым и А. В. Кокушкиным. В самом соборе за левым клиросом находилась икона святителя Митрофана Воронежского — точная копия образа при мощах святого в Воронеже, откуда и была доставлена 19 июля 1833 года.

Под Успенским собором и рядом с ним погребалось поместное дворянство.

В Казанской церкви в иконостасе находилась Казанская икона Богородицы, чтимая в пустыни и в окрестных селениях как явленная и чудотворная.

Но не только храмами и духовными сокровищами была богата обитель. Согласно монастырской ведомости за 1882 год, в пустыни имелись следующие здания: двухэтажная деревянная гостиница, одноэтажный деревянный братский корпус, каменный двухэтажный братский корпус, в середине которого находилась Всехсвятская церковь с колокольней и вратами, в корпусе на втором этаже размещались классы народного училища и комната учителя, на первом — «ночлежный приют на 16 мальчиков за дальностью их домов»; два каменных погреба и каменный двор с конюшнями и хлевом, каменная рига, деревянная баня, кузница, часовня при постоялом дворе. На территории монастыря находили приют и заботу странники и дети, получавшие бесплатное образование.

Также Золотниковской пустыни в конце XIX века принадлежали находящиеся вне территории обители деревянная часовня (крытая железом, внутри — золоченый иконостас, окрашенный голубой краской) и постоялый двор из трех изб и служб на перекрестке дорог из Суздаля и Гавриловского Посада в Шую, 30 десятин земли около сельца Пантелеево и 57 десятин 753 сажени земли в пустоши Крутец, 765 квадратных сажен огородной земли в Пуховом переулке в городе Суздале, мельница «о двух поставах» на реке Сахтыш при деревне Медведева (передана высочайшим повелением монастырю из казенного ведомства в 1798 году), озеро Сахтыш и рыбные ловли на нем (береговое право на 5 верст 274 квадратных сажени), в городе Иваново-Вознесенске пустынь владела с 1880-х годов домом, выстроенным на земле купца Гарелина.

Монастырский капитал складывался из процентов с казначейских и банковских бумаг в сумме 706 рублей в год, ренты с постоялого двора с питейным заведением в 350 рублей в год, ренты с мукомольной мельницы при деревне Медведева в 100 рублей в год, от сдачи в аренду сенокосной и пахотной земли, озера Сахтыш и огородной земли в Суздале, с молитвословных, свечных, часовенных и кружечных сборов, сборов за похоронные места и за народное училище. В 1881 году пустынь получила доход в общей сумме 2414 руб. 34 коп., в 1905 году — 3968 руб. 66 коп.

Монастырское хозяйство велось членами братства с помощью наемных людей, земля обрабатывалась крестьянским местным обществом за деньги. Впрочем, и без помощи наемного труда обитель могла себя прокормить. Как сообщает в 1905 году настоятель, на скотном дворе пустыни содержались лошадь, три коровы и телка, птица и козы, так что маслом, яйцами и сыром обитель вполне себя обеспечивала. Также упоминаются огороды, которые обрабатывали монахи.

Должности настоятелей пустыни в XVIII–XIX веках занимали иеромонахи Владимирского архиерейского дома и различных монастырей Владимирской губернии: Авраамий (1781–1802), Гедеон (1802–1804), Самуил (1804–1823), Илия (1823–1825), Амвросий (1825–1828), Парфений, Симон, Иона, Георгий, Макарий (1853–1860), Вассиан (1860–1873), Варнава (1873), Анастасий (1873–1877), Амфилохий (1877–1879), Венедикт (1879–1881), Игнатий (1881–1882), Агафангел (с 1882-го). В 1896 году настоятелем пустыни значится игумен Агафангел, в 1899-м — Иоанникий (Миловидов), в 1903-м — игумен Вениамин, в 1916-м — иеромонах Иоанн.

В списке братии пустыни за 1882 год значатся: строитель иеромонах Агафангел, выходец из крестьян, окончивший приходское училище, 38 лет; иеромонах Митрофан, из губернских регистраторов, помощник строителя, 65 лет; иеродиакон Константин, из духовного звания, 39 лет; монах Севастиан, из крестьян, 68 лет; монах Никон, отставной рядовой, 64 года; Иван Иванов Хренов, из потомственных дворян, 52 года, в должности братского повара; Афанасий Иванов Ильинский, личный почетный гражданин города Суздаля, 21 год, при клиросном послушании.

Если ознакомиться с послужными списками монастыря за вторую половину XIX века, то можно сделать два наблюдения. Во-первых, братия четко делилась на «оседлых» и «путешествующих». «Оседлые» трудились в монастыре с самого пострижения в монахи или после направления в обитель и оставались в ней до конца жизни. Их было примерно восемь-десять человек из братии. «Путешествующие» же трудились в обители недолго и либо сами отправлялись по делам духовным в другие монастыри или церкви, либо их переводили по указанию духовной консистории. Среди «путешествующих» были и монахи, нарушавшие строгий общежительский устав. Их было не более трех-пяти из состава братии. Таковых с указанием их проступков отправляли в Золотниковскую пустынь для «воспитания в строгости». После полугода, проведенного в уединении, вдали от соблазнов, «воспитанники», как правило, отправлялись обратно.

Служили Богу в монастыре и люди, отмеченные особым даром духовного поиска, который заставлял их постоянно путешествовать и проповедовать слово Христово. Одним из таких людей был иеромонах Венедикт (Василий Простосердов).

Вот его краткая биография. Родился он в 1843 году, в 19 лет (1862) стал послушником пустыни, в 1867 году был рукоположен в сан. В 1876–1897 годах путешествовал по всей России, был на хорошем счету, занимал то должность ризничего, то казначея по разным монастырям. Успел поработать и в Москве; в 1897 году вернулся в обитель отдохнуть от трудов.

В 1898–1899 годах иеромонах Венедикт служил иеродиаконом в московском ставропигиальном Заиконоспасском монастыре, где за внимание и любовь к людям получил знак Красного Креста от сербов-паломников. После службы в Москве по болезни отдыхал в не указанном монастыре в Суздале. Накопив сил, неугомонный иеромонах резко сменил род своей деятельности: оставив спокойную казначейскую и ризничью работу, пастырь отправился на флот.

С 15 октября 1902 года он окормлял крейсер «Богатырь» в Тихоокеанской эскадре, да так ревностно, что в 1903 году был награжден наперсным крестом. Затем за исполнение пастырских обязанностей пожалован властью светской 14 апреля 1906 года орденом Святой Анны III степени. Бог миловал и судно, и духовное лицо, его опекающее: всю Русско-японскую войну корабль простоял на ремонте во Владивостоке. 8 августа 1906 года как опытный корабельный священник иеромонах Венедикт был вызван вторично на крейсер первого ранга «Память Азова». По прибытии с флота в июне 1908 года уволен в отпуск на три месяца, который и провел с пользой для души, посещая российские святые места.

Отдохнув, посетив пустынь, иеромонах Венедикт опять засобирался в дорогу: в ноябре 1908 года подал прошение о зачислении его в состав Иерусалимской духовной миссии, но ответа не получил. С началом новой, как тогда говорили, отечественной (мировой) войны иеромонах Венедикт опять отправился на флот… С этого времени следы его теряются.

В 1873 году в пустыни проживало 22 человека братии, в 1882-м — 12 человек, в 1905-м — 28 человек (9 иеромонахов, 2 иеродиакона и 17 послушников). К 1917 году в монастыре было 10 монахов и 13 послушников; обители принадлежало 190 десятин земли.

В годы советской власти монастырь продержался довольно долго: его начали уничтожать с 1922 года. Сначала конфисковали имущество, а настоятель оставался при храмах в качестве приходского священника.

Затем постановлением президиума облисполкома от 23 января 1932 года церкви в бывшей Золотниковской пустыни были закрыты. С декабря 1934 года в монастырских храмах размещались колхозные конюшни и склады. Началось разрушение обители. От нее мало что осталось. В 1940-х годах сломали на кирпич монастырские стены, башни и колокольню, в 1960-е стали разбирать храмы.

Фотолетопись

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
https://hramnavolge.ru/novosti/400-letnij-yubilej-zolotnikovskoj-obiteli.html#sigProId4cf136aec9