Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. Баженов И.В.:
«Богородицкая пог. Ананьин Конец (Доронша) зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1821 г. на средства прихожан. Ограда каменная. Кладбище в церковной ограде.
Престолов 2:
а) в честь Рождества Пресвятой Богородицы
б) св. мц. Параскевы-Пятницы.
Местно чтимая святыня - икона Рождества Пресвятой Богородицы.
Расстояние от Костромы 85 в., от Кинешмы 9 в. Ближайшие церкви: Воскресенская с. Комарова в 5 в., Богородицкая с. Долматова и Покровская с. Чеганова в 6 в., Космодамианская с. Козьмодемьянского в 7 в. и Богоявленская с. Владычное в 8 в.»
ПАТРАКЕЙКА (ПАТРАФЕЙКА)
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ, 1-я треть 19 в.
Построена в центре села, при погосте, на холме перед глубоким оврагом. Монументальный объем церкви с колокольней доминирует в застройке села и среди широких живописных просторов. Здание кирпичное, оштукатуренное. Утрачены апсида и перекрытия трапезной. Частично сохранилась кирпичная ограда с оригинальными трехпролетными юго-восточными воротами и небольшими северо-западными, а также дом священника. Рождественская церковь - яркое произведение зрелого классицизма с нарядным декоративным убранством.
Церковь. Двусветный четверик несет крупный барабан-ротонду с высоким куполом, увенчанным луковичной главкой на цилиндрическом барабанчике.
К четверику примыкает обширная низкая трапезная, соединенная со стройной трехъярусной колокольней, завершенной четырехгранной купольной кровлей с люкарнами и шпилем на высоком постаменте. Углы всех объемов скруглены и чуть заглублены, в храме и трапезной они рустованы.
Боковые фасады четверика с прямоугольными окнами в первом и круглыми во втором ярусе оформлены в виде портиков из четырех трехчетвертных колонн тосканского ордера с треугольными фронтонами. Под карнизами четверика, ротонды и верхнего яруса колокольни проходит пояс ступенчатых кронштейнов. Стены ротонды равномерно расчленены пилястрами, между которыми - восемь арочных окон с замковыми камнями, объединенных подоконным карнизом и декоративной тягой на уровне пят (последняя перебивается пилястрами). Высокие прямоугольные окна трапезной заключены в рамочные наличники с фартуками и прямоугольными филенками вверху.
Нижние два яруса колокольни объединены слабо выступающими рустованными ризалитами (образованными в результате заглубления углов); в первом ярусе ризалиты завершаются треугольными фронтонами, во втором в них прорезаны небольшие арочные окна. Высокие арки звона фланкированы портиками с двумя тосканскими трехчетвертными колоннами.
В интерьере основное пространство перекрыто куполом со световым кольцом в центре, сопряжение четверика с ротондой - при помощи парусов.
Юго-восточные ворота имеют три проема-арки: большая дугообразная в центре и две меньшие полуциркульные - по сторонам. Центральная арка врезана в треугольный фронтон, наложенный на крупный трехступенчатый аттик. Над боковыми арками фронтоны приподняты и имеют скругленный верхний угол; над фронтонами - аттики с пятью малыми уступами. Пилоны - устои ворот украшены нишами.
Беляев, 1863, с. 120.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 244-245
* * *
Церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос. учёт в 1971 г. Она была закрыта в начале 1962 года. С того времени церковь бесхозна, никак не используется и интенсивно разрушается. В 1960-е гг. на кирпич был разобран алтарь и часть ограды, из-за многочисленных промочек свод трапезной рухнул. В 1980-е гг. провалилась кровля на трапезной и рухнул крест на главе холодного храма. В настоящее время состояние памятника близко к аварийному.
Все эти сухие архитектурно -исторические детали затмевает рассказ местных жителей, которые хранят предание из поколения в поколение и поведали его нам:
Первоначально этот Храм планировалось построить в д. Ананьино, выше по р. Мера.
После молебна в д. Ананьино, в честь начала строительства, на месте стройки была оставлена икона Богородицы. Наутро икона пропала. Долго её искали и нашли на источнике в Патракейке. Икону перевезли обратно в д. Ананьино, и оставили рядом со строительными материалами. Наутро пропала не только икона, но и все стройматериалы, которые обнаружили около источника в Патракейке. Родник пробивается из земли в овраге, на берегу этого самого оврага и решено было возвести данную церковь, не иначе как сама Богородица обозначила место строительства.