Наша жизнь
версия для слабовидящих

Лучшая терапия

Дети в детских домах воспитываются потребителями, считающими, что всё приходит к ним само. То, что мы делаем, как раз и является реабилитацией и терапией от потребительства и от безделья в городских стенах.

В городе ребенка можно занять в кружке только раз-два в неделю. Здесь дети трудятся для того, чтобы сесть за стол и что-то скушать. Для этого они пропалывают грядки, поливают огурцы, помидоры в теплице. Они понимают, как это всё дается.

У нас была даже практика, когда слепые сажали картошку. Мы вбивали два колышка, натягивали между ними ниточку, давали простой черенок в руки, лопату, корзинку с картошкой. И двое слепых спокойно по этой ниточке делали лунку, туда засаживали картошку, притаптывали ногой. Потом мы из двух корзинок собрали пять мешков картошки

В гости к нам иногда приезжает уникальный слепой парень из Твери, который самостоятельно работает с топором. Даже когда к нам приезжали три добровольца – парня из Москвы, чтобы заботиться о наших инвалидах, он превзошел их, зрячих, в рубке дров, быстрее и лучше справляясь с этой работой, чем они.

Он спокойно обращается с дрелью, с болгаркой. Когда мы делали ремонт, они оббивал вагонкой дом, шкурил бревна, собирал дрова. Понятно, что каждый в разной мере может освоить ту или иную работу, если рядом находится взрослый, который может научить и показать.

Если ребенок отказывается что-то делать, он лишается того, ради чего эта работа происходит. Например, собираем ягоды, ребенок ленится, значит, получит ровно столько ягод, сколько собрал, пока другие будут есть вволю. Вот таким наглядным образом дети учатся оценивать результат своего труда. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда – вот они эту рыбку, если труд не приложат, не вытащат и на тарелку не положат.

Бывает, что дурной пример приходит извне. Как-то приехали к нам человек пять 12-13-летних отроков, и каждый из них собрался помогать другому ребенку. А получалось так, что наши инвалиды больше были научены и приучены к труду, чем те, кто приехал помогать им как волонтер.

Как-то двое колясочников, практически не владеющих ногами, вдвоем перенесли целую поленницу дров за два дня, что не сумели сделать пятеро здоровых «домашних» детей. Инвалиды иногда показывают такой пример подвига, преодоления самих себя. А дети из обычных семей чаще оказываются избалованными, не готовыми к малейшему усилию. Наши, глядя на них, порой начинают вести себя так же.

Это кропотливый труд, – десять раз повторить ребенку, чтобы он на одиннадцатый раз выполнил просьбу. Или десять раз повторить с ним работу, которая у него не получается, чтобы в итоге получилось.

Вообще – это бич всех современных детей – у них ослаблена эмоционально-волевая сфера. А остальное – индивидуально с каждым ребенком. Кому-то нравится за лошадкой ухаживать, кому-то нравится с собаками гулять. Если гулять с собаками, то мы после этого их расчесываем, убираем в вольере, а на прогулке нужно следить, чтобы они птиц не перетаскали.

Твитнуть
Другие материалы в этой категории: «Мамы, папы и бабушки» »